Вы находитесь на старой версии сайта! Для перехода на новую версию кликните по ссылке www.happy-lark.ru
Опубликовано: 29 июля 2008 г.

(Chateau de Chenonceau),
34 км на восток от Тура по дороге N76 или D 140,10 км на юго-восток от Амбуаза по дороге D 115, 40 км к юго-западу от Блуа по дороге D 751 и далее по D 764
Тел. 02 47 23 90 07
e-mail: chateau.de.chenonceau@ wanadoo.fr
www.chenonceau.com
График посещений:
серед, нояб.-янв. 9.00- 16.30;
серед, марта-сер. сент. до 19.00

замок Шенонсо
Шамок Шенонсо, (Chateau de Chenonceau), долина Луары

Замок Шенонсо — эпизод из истории

Генрих и Диана

Когда войска Франциска I были разбиты при Павии, и короля, как простого пленника, доставили в Мадрид, он, чтобы вырваться из плена, подписал мир, по которому его дети становились заложниками. Они должны были покинуть Францию.

Одним из мальчиков, отправлявшихся на чужбину, был принц Генрих. Ему было всего 12 лет. Никто не предполагал, что после смерти Франциска именно он станет королем. Когда наступила минута прощания, к плачущему Генриху подошла лишь одна, но зато самая красивая придворная дама — Диана де Пуатье (1499-1566), его воспитательница.

Поцелуй учительницы юный Генрих запомнил на всю жизнь. Через два года Генрих женился на Екатерине Медичи. Но что значит брак земной, если подлинные браки заключаются на небесах. Генрих и Диана любили друг друга. Любили всю жизнь. Несмотря на разницу в возрасте и различие в положении.

Генрих в нарушение всех правил подарил Диане Шенонсо, а она разбила сад, где каждый цветок символизировал тот или иной оттенок чувства. Даже теперь, гуляя по замку, ощущаешь пронизывающую пространство чувственность и, не закрывая глаз, представляешь, как Диана, опершись на поручни балкона, смотрит в сад и ждет, когда из-за деревьев аллеи покажется кавалькада возлюбленного, и она сможет опустить перед ним подъемный мостик.
Читать заметку Диана — охотница на королей

Как добраться

Ж/д станция « Chenonceaux » в непосредственной близости от замка.

Тур ( Tours ): 3 раза в день, 30 мин., 6 €.

Ж/д станция « Chisseaux » 2 км к востоку от Шенонсо.

Тур ( Tours ): б раз вдень, 25 мин., 6,5 €.

Авт. №10 CAT Тур ( Tours ): июнь-сент., 8 раз в день, 40 мин., 4€.

В 1512 г. Тома Бойе, интендант по финансовым делам в Нормандии, купил средневековое поместье на реке Шер. В него входили окруженная рвами крепость и водяная мельница. Тома вскоре отправился на войну, а за строительство нового замка взялась его жена Катрин Брисонне. Вопрос со старыми постройками она решила радикально. На месте донжона разбили парадный двор, который до сих пор окружают рвы. От крепостных укреплений оставили одну башню, а от мельницы две опоры. На них по распоряжению Катрин мастер П. Непве построил квадратное здание с угловыми башенками. Шенонсо стал первым во Франции замком, залы которого выходят в центральный холл, где вместо готической винтовой лестницы используется лестница с прямыми маршами, а на фасаде есть балкон, построенный не для утилитарных целей и не для наблюдения за турнирами, а для неспешных прогулок по парку.

Строительство завершилось в 1521 г. Франциск I часто останавливался здесь во время охоты. Он сам, его свита и Диана де Пуатье были очарованы новым замком. Спустя три года Тома Бойе умер. Катрин Брисонне скончалась двумя годами позже. Замок унаследовал их сын Антуан. Внезапно Франциск I обнаружил, что Бойе воровал. За истинные или мнимые грехи отца сын расплатился поместьем, и Шенонсо стал королевской резиденцией.

После смерти Франциска I королем стал Генрих II . Он еще мальчиком влюбился в Диану де Пуатье, а после восшествия на престол в 1547 г. сделал ее своей фавориткой и подарил ей Шенонсо. В 1556 г. Диана поручила Ф. Делорму, создать цветочный сад (к востоку) и мост через реку Шер. Возможно, она планировала построить второй корпус, симметричный первому, однако в 1559 г. Генрих II умер, и Екатерина Медичи отобрала Шенонсо у любовницы мужа. Диана переехала в Шомон.

Медичи приказала Делорму построить двухэтажную галерею на мосту через Шер. При ней был разбит (к западу) новый сад и построены новые служебные помещения. Екатерина умерла в 1589 г. По завещанию замок перешел жене Генриха III Луизе Лотарингской. Несколько месяцев спустя короля убил монах Жак Клеман. Луиза уединилась в замке, оформила одну из комнат в виде могильного склепа, затянув все черными драпировками, а сама приняла обет белого траура. До самой смерти вдова ходила по черному замку в белых платьях, за что ее прозвали «белой королевой», и истово молилась вместе с монахинями-урсулинками.

В 1733 г. Шенонсо купил банкир Клод Дюпен. Его жена покровительствовала искусству, наукам и литературе. Секретарем у нее служил Ж.-Ж. Руссо. Мадам Дюпен прожила долгую жизнь (93 г.) и была столь уважаема крестьянами, что во время революции они защитили свою госпожу и спасли замок от разорения.

В 1864 г. Шенонсо приобрела мадам Пелуз. Она попыталась привести богато украшенное главное здание в гармонию со скупо декорированной галереей, для чего срубила с окон фасада каменную резьбу.

С конца XIX в. замком владеет семья Менье. В годы Первой мировой войны Гастон Менье, в то время сенатор департамента Сена и Марна, на собственные средства оборудовал в галерее госпиталь. Во время Второй мировой войны (1940-1942) по реке Шер проходила граница фашистской оккупации. Южная дверь галереи выходила на территорию, контролируемую фашистским правительством, а северная на земли, занятые немцами.

По замку

От ж/д станции к замку ведет липовая аллея. К западу от нее расположен небольшой лабиринт, а к востоку королевская ферма и туалеты. Аллея заканчивается у небольшого регулярного парка, на восточной границе которого стоит здание, в котором размещается кафе и Музей восковых фигур. Далее мост приведет в квадратный двор, окруженный водяным рвом. В его юго-восточном углу стоит средневековая башня Марков. К востоку от двора цветочный сад Екатерины Медичи (из него открывается лучший вид на замок), к западу — цветочный сад Дианы де Пуатье. К главному корпусу ведет подъемный мостик.


Интерьер кухни в замке Шенонсо

Первый этаж

В сводчатом главном вестибюле, вытянутом с севера на юг, очень интересный потолок. Ось его сводов — ломаная линия, в углах которой установлены декоративные замковые камни. За первой дверью восточной (левой) стороны расположен зал стражи, стены которого украшены гобеленами XVI в, вдоль стен стоят сундуки. Дверь из этого зала ведет в капеллу, украшенную современными витражами. На стенах сохранились надписи, оставленные шотландскими гвардейцами (забраны под стекло). Вторая дверь по этой же стороне вестибюля выходит в покои Дианы де Пуатье. Здесь интересен камин (ск. Гужон), кресла, обитые кожей из Кордовы, фламандские гобелены XVI в., картина «Мадонна с Младенцем» (Мурильо) и портрет Екатерины Медичи. Из зала Дианы есть проход в Зеленый кабинет — рабочий кабинет Медичи, где сохранился потолок XVI в. На стенах несколько картин: «Самсон, разрывающий пасть льву» (Глосье), «Царица Савская и царь Соломон» (шк. Веронезе). Свое название кабинет получил за редкого цвета гобелен XVI в. Изначально он был зеленым, но со временем приобрел синий оттенок. За кабинетом следует библиотека. В ней самый старый (1521) потолок в замке. На боковой стене — «Мученик» (Корреджо).


Кровать Франциска I, замок Шенонсо

Южная дверь главного вестибюля выходит в галерею, построенную на мосту через реку Шер. На восточной стене мраморная мемориальная плита, информирующая о госпитале, оборудованном здесь во время Первой мировой войны. На западный фасад замка выходят салон Людовика XIV и зал Франциска I . На камине салона Людовика изображены геральдические символы Франциска I (саламандра) и его жены Клотильды Бретонской (горностай), рядом портрет Людовика XIV (Риго) в красивой раме. Кроме того, здесь есть картина Рубенса «Иисус и Иоанн Креститель» и портрет мадам Дюпен.

В зале Франциска над камином начертан девиз Тома Бойе: « S ‘ il vient а point me souviendra », что означает: «Построю замок, и обо мне не забудут». У стены — шкаф (Италия, XV ), инкрустированный слоновой костью и перламутром. На стенах, обитых тканью, имитирующей тисненую кордовскую кожу, — прижизненный портрет Дианы де Пуатье (Приматиччо) и картина «Три грации» (Ванлоо), на которой в образе муз художник изобразил сестер Нель — фавориток Людовика XV . В витрине выставлены автографы Тома Бойе и Дианы де Пуатье.


Три Грации

В двух мельничных опорах, на которых стоит замок, находится полностью оборудованная кухня эпохи Возрождения. Продукты в нее доставляли по реке, для чего у одной из опор был устроен причал.

Второй этаж

На второй этаж из главного вестибюля ведет прямая двухмаршевая лестница со сводом, украшенным резными замковыми камнями, фигурками людей, изображениями фруктов и цветов. У начала второго марша сохранился медальон с бюстом девушки с развевающимися волосами. Лестница выходит в вестибюль второго этажа. Пол выложен местной (дер. Фар-воль) керамической плиткой. На некоторых плитках изображена лилия, пересеченная кинжалом. На стенах — серия гобеленов ( XVII ) со сценами псовой охоты. На восточный фасад выходят спальня Екатерины Медичи и спальня пяти королев, получившая такое название из-за того, что здесь жили две коронованные дочери и три невестки королевы-матери. Потолок, набранный из треугольных плашек, восстановлен в XIX в. На гобеленах ( XVI ) изображены сцены из античной истории. Представляют интерес кровать, серванты, кресла, резной сундук. Из окна открывается вид на Шер и остров. Спальню Екатерины Медичи, где сохранилась кровать с балдахином, украшают гобелены XVI в. На западный фасад выходят спальня Габриель д’ Эстре, Вандомская комната и комната Луизы Лотарингской.

Габриель д’Эстре — фаворитка Генриха IV , ночевала в замке, когда Герих вел в Шенонсо переговоры с Луизой Лотарингской об условиях перемирия с ее братом. Залогом перемирия стала женитьба Цезаря Вандомского (сын Генриха и Габриели) на Франсуазе Лотарингской.

Вандомская комната названа в память о Цезаре. Он стал владельцем замка в 1624 г., но постоянно жил в Ане, а Шенонсо управляла его жена. Стены комнаты украшают гобелены, а окно — деревянные кариатиды.


Комната Луизы Лотарингской в замке Шенонсо

Комната Луизы Лотарингской — одна из самых интересных в замке. Она оформлена вдовой Генриха III как могила: черный потолок, черные стены, расписанные белесыми костяками, серебристыми слезами, лопатами, заступами и другими атрибутами смерти и печали. На столе букет белых цветов — как напоминание о белом трауре Белой королевы.